Статья "Больничные дети. Как все начиналось."

3 марта 2016 г.
Отсутствует изображение

БОЛЬНИЧНЫЕ ДЕТИ. КАК ВСЕ НАЧИНАЛОСЬ.

 (из опыта работы общественной организации «Аистенок»)

В 2003 году, когда наша организация начинала свою деятельность, о такой проблеме, как отказы от детей знало лишь немногочисленное число узких специалистов – роддомов, женских консультаций, органов опеки. Статистика причин отказов от детей не велась. Просто в системе Здравоохранения  учитывалось количество родов, а в системе Социальной защиты и Образования – количество сирот. Что творилось между этими системами и как решались судьбы детей, особенно никого не волновало.

Проблема социального сиротства в России тогда стояла остро, родители отказывались от детей, детей изымали из семьи по причине семейного неблагополучия, а семейное жизнеустройство детей-сирот российскими родителями еще не было развито. Таково было положение дел не только в Екатеринбурге, но и по всем российским городам.

Социальное сиротство - сиротство при живых родителях, всегда связано с нестабильностью экономической ситуации, инфляцией, безработицей, вынужденной миграцией населения, семейным неблагополучием. В Екатеринбурге достаточно велико число людей, находящихся в группе риска по малообеспеченности и семейному неблагополучию. Это многодетные и малообеспеченные семьи, семьи с ребенком-инвалидом, семьи, в которых имеется домашнее насилие, жестокое обращение к женщине и ребенку со стороны главы семейства, а также серьезные супружеские и межпоколенные семейные конфликты. Есть еще и «скрытое» социальное сиротство, связанное с ухудшением условий жизни семьи, которое перекинулось и на благополучные семьи из-за постоянной занятости родителей на работе.

Все эти факторы приводят к семейным конфликтам и увеличению числа детей- сирот.

Помогая семье преодолеть трудную жизненную ситуацию и восстанавливая семейные связи, сотрудники «Аистенка» выполняют свою миссию по сохранению детей в родных семьях и сокращению числа социальных сирот, по восстановлению детско-родительских отношений и восстановлению привязанности родителей к ребенку. 

Так мы начали работу по оказанию помощи молодым парам, беременным женщинам и женщинам с детьми, которые в силу трудных жизненных и семейных обстоятельств планировали отказ от собственного ребенка.

Не побоюсь этого слова, мы были первой организацией в Екатеринбурге, да и, пожалуй, по всей России, которая начала работать с матерями - «отказницами».

Статистика!
        - по данным Министерства социальной политики Свердловской области в 2015 году на учете в региональном банке данных находится 4696 детей-сирот

        - в Екатеринбурге регистрируется в год до 900 детей, оставшихся без попечения родителей (например, в  2004 году эта цифра составляла 899, из них только 154 ребенка являлись настоящими сиротами в результате смерти родителей)

        - около 170 детей стали сиротами еще в роддоме при отказе от них родителями

        - более 70 % детей-сирот в казенных учреждениях – это родительские дети
        - содержание 1 ребенка-сироты в учреждениях государственной опеки Свердловской области составляет от 50 000 рублей в месяц                                                         
        - содержание детей-сирот в России в интернатных учреждениях (детских домах, домах ребенка) в 860 раз превышают расходы на профилактику данного явления.

Возникает резонный вопрос: что эффективнее - вкладывать в сиротство или вести продуманную работу по профилактике появления подобного явления?

Что ребенку лучше? Пребывание в детских больницах в статусе «отказника»? Десятая мягкая игрушка или десятый  килограмм конфет на Новый год в Детский Дом?

Или своевременная помощь семье в ситуации кризиса,  поддержка родителей с целью сохранения детей в родной семье и предотвращения острых семейных конфликтов, в которых более всего страдают дети?

Вы можете сказать, что ребенку лучше в детском доме, чем с «горе-родителями».

И будете правы, конечно, если вы имеете в виду маргинальные семьи, где есть угроза жизни ребенку. Но есть семьи, которые  настолько глубоко увязли в собственных проблемах, что без посторонней помощи им не выкарабкаться, и чтобы помочь им сохранить себя и ребенка в семье, им жизненно необходима квалифицированная поддержка специалистов.

Если каждый из нас проанализирует свою жизнь, то можно вспомнить особо трудные  моменты, когда мы не могли помочь себе сами. Не удавалось выйти без потерь и достойно из конфликтной ситуации, не впасть в отчаяние  при затянувшейся депрессии после родов или развода, не «уйти в себя» при потере работы и жизненно необходимого заработка.

Что же мы делали тогда, чтобы выстоять? Вам приходилось пользоваться услугами других людей, их заботой, внимаем, советом или просто дружеским участием. Психологи утверждают, что, если человек находится внутри ситуации, он зачастую не видит из нее правильного выхода и может годами ходить по замкнутому кругу. Чтобы разорвать порочный круг – нужна помощь со стороны.

Так и в работе «Аистенка» - задача педагогов, психологов и юристов - своевременно определить причину «заболевания» семьи, оказать ее членам квалифицированную помощь и дать возможность сохранить семью и в ней ребенка. Специалисты организации стараются донести до семьи, что необходимо делать постоянные усилия по преодолению себя, показывают  выход из «тупиковой» ситуации, подводят родителей к тому, что им самим придется принимать решение и брать ответственность на себя за судьбу ребенка.

У неблагополучия тонкая грань: сегодня семья благополучная, завтра глава семьи теряет работу, не дай Бог запьет, уходит из семьи. Мама одна воспитывает детей в нищете. Если женщина одна без поддержки близких,  то ей придется брать ответственность и за мужчину, и за близких людей, которые не помогли в трудную минуту. По-возможности, специалисты учат женщин становиться сильнее, научиться прощать близких, понимать и любить своего ребенка, а главное понимать и принимать себя и причины своих неудач и неразрешенных конфликтов. И если женщина сделает выбор в пользу сохранения ребенка, конечно же, трудности разом не разрешатся, но ребенок принесет радость и, может быть, это единственный шанс самой научиться любить, быть любимой и стать более успешной и счастливой, выйдя из замкнутого круга неудач.

Из почти  13 - летней практики работы в теме отказов от детей, мы четко осознаем, что не всем родителям можно помочь, есть такая категория, которые к собственному спасению  не прикладывают никаких усилий, ребенок для них является непосильной ношей и обузой. Среди них  есть те, кто злоупотребляет алкоголем или наркотиками, жестоко обращаются с детьми, оказывают насилие над ними. Судьба таких детей решается за счет изъятия их из семьи либо написания заявления родителями «о согласии на усыновление (удочерение)» их ребенка. И дети оказываются в статусе «детей-отказников» и детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, их помещают для проведения медицинского обследования в детские больницы города.

Наша организация в 2006 году начала работу по оказанию помощи детям-отказникам на территории детских городских больниц. В те годы медицинские учреждения  долгое время отстранялись от ситуации пребывания на территории детских стационаров детей-отказников, называя эту категорию детей – «не наши дети». Медики утверждали, что медицинские учреждения обязаны лечить больных, а не принимать в лечебные стационары детей-сирот, большая часть из которых была здорова.

Когда в конце 2005 года в детских городских стационарах скопилось одновременно 136 детей-сирот, и детьми-отказниками была занята каждая третья койка детских больничных стационаров, медучреждения стали просить о помощи граждан. Медицинские учреждения призывали волонтеров для работы с детьми в детских стационарах и спонсоров в помощи по оплате лекарств, питания, недостающего оборудования. Не хватало самого необходимого: детского питания, подгузников, бутылочек,  и самое главное - нехватка медицинского персонала и помогающих рук нянечек!

136 детей-сирот – это численность почти двух Домов ребенка. В каждой больнице - 30-35 малышей. На 15 детишек - одна медсестра! Просто физически не успевали уследить за каждым, не говоря уже о том, чтобы посидеть рядом, приласкать, а ведь для детей в таком раннем возрасте это жизненно необходимо, и зачастую это вопрос психического и физического здоровья.

Ожидание «отказниками» мест в Дома Ребенка с территорий детских больниц длилось от 6 до 18 месяцев, дети в буквальном смысле жили в больницах и делали в них свои первые шаги.  

Для понимания, кто же из детей могли попасть на территорию детских больниц?

В больничных стационарах могут находиться:

-  «отказные» дети, которых переводят из роддомов при отказе от них матерей;    

- дети, которых изъяли из семьи по причине семейного неблагополучия,  ожидающие решения о лишении их родителей родительских прав;

- дети, чьи родители находятся на длительном лечении (социальные болезни: туберкулез, алкоголизм);

- подкидыши (найденыши);

- дети из домов ребенка, детских домов, приютов по причине болезни;

-часто в больницы привозят беспризорных и безнадзорных детей после прохождения в районах совместных рейдов полиции, органов опеки и комиссии по делам несовершеннолетних (например, детей мигрантов, попрошайничающих на улицах).

Все эти дети попадали на больничные койки детских стационаров. 

Для перечисленных категорий детей не было предусмотрено финансирование из госбюджета, больницы не имели дополнительных штатов (врачи, воспитатели, нянечки, м/сестры), детям не положен бюджет, который распространяется на них, когда они находятся в Домах ребенка, это не позволяло обеспечить детям должный уход и развитие. Возникала проблема с кадрами, было не предусмотрено приобретение одежды, игрушек, средств личной гигиены и т.д. 

Когда детей после долгого пребывания в  детских больницах отправляли в Дома ребенка, то вследствие осуществления  лишь общих мероприятий по уходу за ними в детских стационарах (кормление, смена подгузников) и медицинского лечения, они не имели возможности полноценно развиваться, а зачастую и просто возможности приобретать элементарные навыки управления собственным телом (сидеть, ходить). Многим из сирот уже через 1-3 месяца пребывания в больницах, ставился диагноз задержка психического развития (ЗПР) или же в худшем варианте они получали инвалидность разных категорий и групп (например, опорно-двигательного аппарата). К сожалению, компенсировать эти недостатки развития после времени, проведенного в больнице, довольно проблематично.

Помимо ухудшения здоровья данной категории детей из общего числа детского населения, долгое пребывание на больничных койках приводили к еще одному плачевному факту. Дети, родившись изначально здоровыми, становились практически «потерянными» для потенциальных российских усыновителей и опекунов, ожидающих прибытия детей в Дома Ребенка (букет заболеваний у ребенка, невозможность усыновить грудного ребенка и т.д.), что резко снижало вероятность их семейного устройства.  

В 2006 году потенциальные усыновители, опекуны в силу неинформированности   не имели еще четкой и доступной информации о детях, о службах помощи и сопровождения. А органы опеки и попечительства в свою очередь не спешили информировать население о фактах пребывания детей в детских стационарах и о том, что можно абсолютно законно при наличии у ребенка статуса и у родителя направления на ребенка, взять ребенка в семью из больничного стационара, не дожидаясь его перевода в Дом ребенка.

К счастью, есть люди, которые не равнодушны к судьбе брошенных малышей. Многие граждане откликнулись на призывы медиков о помощи. В больницы начала поступать помощь в виде подгузников, лекарств, ремонта палат, одежды. 

Понимая, что в этой ситуации наша организация не может остаться в стороне, мы решили помочь детям, но не подгузниками и ремонтом палат. Чтобы разгрузить больничные койки, изначально предназначенные для больных детей, а самое главное, чтобы отказной ребенок как можно раньше обрел себе родителей,  нашей организацией на территории  города был предложен пилотный проект «Найди меня, мама…» - содействие развитию семейных форм воспитания отказных детей, находящихся на территории детских городских больниц.

Заключив договор с органами опеки Верх-Исетского района и руководством ГКБ  № 11 мы осуществили проект по созданию условий, позволяющих компенсировать дефицит развития и общения «отказных» детей, находящихся в стационаре. При поддержке спонсоров, 2 палаты для отказных детей расписали яркими рисунками, приобрели детскую мебель, оснастили игрушками, сенсорными элементами,  которые позволяли детям более полноценно развиваться.

Вследствие того, что помощь непосредственно в детской больнице сопряжена с использованием определенных навыков и умений, а также владением необходимой  информативной базой, специалисты нашей организации для всех желающих стать волонтерами проводили информативно – практическую подготовку с закреплением и отработкой навыков при стажировке в больнице. Работа в больнице по уходу за отказными детьми осуществлялась службой подготовленных воспитателей - волонтеров, которых специалисты нашей организации знакомили с навыками эмоционального и физического развития детей-отказников, более того, для занятий с детьми были привлечены массажист и психолог.   

Работа помогла большому количеству детей-отказников в их реабилитации, предупреждении психофизических, эмоциональных нарушений в первые годы жизни. Наличие соответствующего реабилитационного оборудования в палатах для отказников и полноценный уход воспитателей позволяла отказным детям гармонично, своевременно возрасту развиваться и давала шансы на более полноценное развитие. Дети могли избежать попадания в сиротские учреждения, и сразу по прохождению реабилитации на территории детской больницы и оформления документов на их статус, получали возможность обретать новую семью.

Цели проекта были достигнуты, проект помог специалистам органов Опеки и попечительства развить семейное устройство и добиться увеличения притока замещающих родителей. Для органов Здравоохранения - снизилась нагрузка на медперсонал детской больницы, разгрузились больничные койки стационара, предназначенные для больных детей.

Помимо этого, организация взяла на себя информирование населения о том, что можно абсолютно законно на стадии детской больницы совершить процедуру оформления опеки и усыновления; а также привлечение, информирование и обучение волонтеров для работы с «отказниками».

Пилотный проект удался, после всего лишь одного выступления на радио и информирования потенциальных приемных родителей, только с одной палаты ГКБ № 11 за 3 месяца в семьи ушло 16 детей.

Помимо информирования населения, специалисты организации проводили консультирование потенциальных приемных родителей, осуществляли сопровождение на момент взятия детей в семью с территории детской больницы.

Свой большой вклад вносила церковь в виде привлечения к работе с отказниками волонтеров из числа прихожан, активно работали волонтеры – молодые мамы с сайта «Ю-мама», которые собирали средства на оплату нянечек для ухода за детьми и приобретали игрушки, средства гигиены, коляски для прогулки.

Большую роль в решении вопроса пребывания сирот на территории детских стационаров, сыграли депутаты Городской Думы, заслушав доклад Начальника Управления Здравоохранения о ситуации с отказными детьми и предложения о помощи «отказникам», а также работу нашей организации по помощи «отказникам» со стороны НКО и простых граждан, внесли изменения в бюджет города и выделили средства ГУЗО на пребывания в детских стационарах «отказных» детей. С 2007 года на содержание «отказника» в детских стационарах Городским бюджетом выделялось 556 руб. в день.

Сегодняшнее положение дел с отказным детьми и работа СРОО «Аистенок».

С 3-мя детскими больницами у организации заключен договор о социальном партнерстве с целью повышения качества и расширения спектра социальных услуг детям, а воспитатели, посещающие больницы и осуществляющие уход за отказниками прошли обучение и стажировку на базе нашей организации.

Постоянные воспитатели осуществляют общий уход за детьми, кормление, проводят занятия (массаж, гимнастика), пальчиковые игры, читают стишки, поют песенки, сопровождают детей на физиопроцедуры и медицинские манипуляции. С детьми по возможности и при условии отсутствия эпидемии и карантина, гуляют в колясках и за ручку (в одной из больниц с помощью спонсоров построена детская игровая площадка).

Оплата воспитателям проводится за счет благотворительных пожертвований граждан (на данный период это средства, собранные в результате проведения 3-го Благомаркета). Еще на территориях больниц работают прихожане из церкви, воспитатели, которые получают оплату путем сбора средств на сайте «Ю-мама».

На сегодняшний момент единовременно на территории детских больниц города находятся не более 30 детей-отказников – в больницах №№ 5,8,10,11,15. Это в пять раз меньше, чем вначале 2006 года, когда начиналась помощь детям в условиях больничных стационаров. На территории детских стационаров дети находится только на период их медицинского обследования (это приблизительно 21 день).

Желающих взять детей-отказников среди российских граждан много, потому отказные дети попадают прямиком из больничных палат в руки потенциальных опекунов и усыновителей.  Тем детям, кому менее повезет, переходят в дом ребенка, где потом обретают семью; кто еще менее удачлив, при условии, что их не возьмут в семью на стадии пребывания в доме ребенка,  отправляются по этапу дальше в детский дом.

Граждане спрашивают, почему же так много детей проживает в Детских домах и приютах, несмотря на бесчисленное количество желающих взять детей в свои семьи?

Кто эти дети?

- дети-подростки, чьи родители когда-то были лишены родительских прав и их воспитывали собственные бабушки и дедушки, а при начале переходного возраста у внуков, не справились с их воспитанием и сдали детей на попечение государства.;

- дети, имеющие двух и более кровных братьев (сестер), их нельзя разделять между собой, их  проблематично устроить в семью усыновителей или опекунов;

- это дети со сложными проблемами здоровья, врожденными патологиями;

- трудно устраиваются в семьи дети, чьи кровные родители жители дальнего Зарубежья (Таджикистана и Узбекистана).

Вся эта категория детей оседает в детских домах надолго, многие взрослые дети сами не хотят в семью, сироты вырастают и в 18 лет выходят из детского дома в неизведанный, незнакомый и зачастую агрессивный социум. Дети становятся взрослыми, и им уже не приходится надеяться на ежедневные подарки и праздники.

Начинаются суровые будни.

 

С уважением, президент Свердловской региональной общественной организации по содействию помощи семьям с детьми в трудной жизненной ситуации «Аистенок»

Лазарева Лариса

Подпишитесь на нашу рассылку